14.04.2020
В начале апреля в большинстве регионов Главные государственные санитарные врачи издали постановления по вопросу введения мер, направленных на борьбу с короновирусной инфекцией. Такое постановление было издано, в частности главным государственным санитарным врачом Свердловской области (№ 05/02-2 от 10.04.2020) и главным государственным санитарным врачом Пермского края (№ 2397 от 13.04.2020).
В социальных сетях и ряде изданий появились разъяснения, якобы данные документы носят рекомендательный характер, и работодатели вправе самостоятельно определять круг таких мероприятий. Однако, в действительности это не так. В текущих условиях практически ежедневно издаются нормативные акты, разобраться в который порой не просто. Давайте рассмотрим, что же надо исполнять обязательно, а какие акты носят рекомендательный характер. 07.04.2020 Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека издано письмо № 02/6338-2020-15 «О Рекомендациях по профилактике короновирусной инфекции (COVID -19) среди работников». Указанный документ предлагает работодателям выполнить профилактические мероприятия (воздание входного фильтра, измерение температуры, предоставление работникам масок и антисептиков и иные аналогичные мероприятия). Поскольку документ издан в форме письма и носит рекомендательный характер, большинство работодателей отнеслись к нему соответствующе. Действительно, законодательством РФ не предусмотрено ответственности за неисполнение письма. Другое дело, когда речь идет о постановлении главного государственного санитарного врача, его полномочия предусмотрены ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
В соответствии с пп. 6 ч. 1 ст. 51 указанного закона главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти (которые по своим функциональным обязанностям являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию) полномочны при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах. Таким образом, неисполнение постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации либо главного государственного санитарного врача может повлечь привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае, если возникли более тяжелые последствия (например, массовое заболевание, смерть), возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ. Таким образом обозначенная в заголовке фраза должна звучать: исполнять, нельзя игнорировать. К сожалению, указанные постановления возлагают на работодателей дополнительную финансовую нагрузку, а ряд требований вообще мало осуществим. Так, если обеспечить входной контроль в организации, измерение температуры тела и обработку рук антисептиком еще можно организовать, то как быть с обязательным применением в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (п. 3.12) либо с обеспечение доставки сотрудников организации к месту осуществления деятельности (п. 3.15) непонятно. К сожалению, отсутствие финансовых возможностей работодателя не является обстоятельством, смягчающим ответственность. Но согласно ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой связи рекомендуем работодателям делать все от вас зависящее для исполнения предусмотренных требований насколько это возможно и при наличии возможности перевести работников на удаленный режим работы. Если в отношении вашей организации составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3. КоАП РФ, и вы не знаете, как его обжаловать, обращайтесь за решением проблемы к профессионалам. Вся контактная информация на главное странице.