26.01.2022
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ было вынесено определение по делу, суть которого заключалась в том, что заявитель, имеющий собственное юридическое подразделение, воспользовался в целях представления своих интересов в суде услугами другой организации, при этом заявитель являлся единственным участником организации, сотрудник которой действовал в качестве представителя, поэтому нижестоящие суды пришли в выводу, что при подобном положении дел заявитель фактически не понес судебных расходов.
Верховный суд в своем Определении от 30 ноября 2021 г. N 41-КГ21-37-К4 не согласился с мнением нижестоящих судов по причине того, что у лица, выигравшего судебное дело, есть право на возмещение судебных расходов, ограничение которого не может производиться произвольно.
Суд пришел к выводу, что «реализация организациями права на представление их интересов адвокатами и иными лицами, оказывающими юридическую помощь, не ставится в зависимость от того, какой - штатный или внештатный - юрист осуществлял представительство интересов юридического лица; возмещению подлежат расходы на оплату услуг любого представителя, наделённого в силу закона полномочиями на представительство интересов своего доверителя».
Таким образом, Верховный суд подтвердил, что для защиты интересов того или иного лица в судебных разбирательствах не так важно, является представитель сотрудником той или иной организации. Стороны вправе привлекать к судебным спорам тех лиц, которым они доверяют, и кто действительно в силах защитить их интересы, восстановить нарушенные права и свободы.
Источник: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2021 г. N 41-КГ21-37-К4.