23.09.2023
21 сентября 2023 года в рамках рассмотрения дела Верховный суд напомнил, что отличие от конкурсных (ликвидационных) процедур, при которых осуществляется продажа имущества должника с последующим прекращением его существования как юридического лица, мировое соглашение в рамках дела о банкротстве относится к числу реабилитационных мер, предоставляющих должнику возможность возобновить (продолжить) свою хозяйственную деятельность.
При разрешении дела в арбитражном суде было заключено мировое соглашение, по его условиям требования нескольких кредиторов подлежали погашению в полном объеме денежными средствами, а остальным кредиторам передавался в общую долевую собственность принадлежащий должнику нежилое здание с последующими взаиморасчетами в части превышения стоимости долей по сравнению с размером требований отдельных кредиторов, однако выступающее в качестве предмета соглашения здание является основным и единственным ликвидным активом должника, в связи с чем его передача в пользу кредиторов делает невозможным продолжение хозяйственной деятельности организации.
В результате изучения всех обстоятельств дела Верховный суд РФ обнаружил в мировом соглашении наличие нарушения принципа реабилитационного паритета, который предполагает, что при реализации любого реабилитационного плана кредиторы, обладающие большим числом голосов, не вправе принимать решения, которые ущемляют интересы меньшинства, голосовавшего против его утверждения. В целях выполнения этого принципа суду при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения необходимо оценивать в том числе экономическую обоснованность и целесообразность его условий, степень вероятности их исполнения с учетом требований разумности и рыночной конъюнктуры.
Акт: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации РФ от 21 сентября 2023 г. № 308-ЭС20-3526 (9,10,12-14))